Акафисты

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
святым

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ

Порядок чтения акафистов же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

ГОСПОДУ И КРЕСТУ

  1. Акафист Святой Троице и Святому Духу
  2. Акафист Воскресению Господню. Пасхе
  3. Акафист Вознесению Господню
  4. Акафист Входу Господню в Иерусалим
  5. Акафист Крещению Господню. Богоявлению
  6. Акафист Преображению Господню
  7. Акафист Рождеству Христову
  8. Акафист Сретению Господню
  9. Акафист Воздвижению Креста Господня

БОГОРОДИЦЕ

  1. Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
  2. Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы
  3. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
  4. Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
  5. Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  6. Акафист Святому и пречистому поясу Пресвятой Богородицы
  7. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Владимирская
  8. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Всецарица
  9. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Державная
  10. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Знамение
  11. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Иверская
  12. Акафист Богородице пред Ее иконой Казанская
  13. Акафист Богородице пред Ее иконой Неопалимая Купина
  14. Акафист Богородице пред Ее иконой Скоропослушница
  15. Акафист Богородице пред Ее иконой Спорительница хлебов
  16. Акафист Богородице пред Ее иконой Умиление
  17. Акафист Богородице пред Ее иконой Феодоровская

АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

  1. Акафист Архангелу Михаилу
  2. Акафист Святым и Бесплотным Силам
  3. Акафист преподобному Алексию, человеку Божиему
  4. Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
  5. Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
  6. Акафист святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  7. Акафист святому Василию Великому
  8. Акафист святым мученикам Вере, Надежде, Любови и Софье
  9. Акафист трем Вселенским святителям и учителям
  10. Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  11. Акафист в Праздник Всех Святых
  12. Акафист Георгию Победоносцу
  13. Акафист святому Даниилу Московскому
  14. Акафист святому великомученику Дмитрию Солунскому
  15. Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  16. Акафист святителю Иоанну Златоусту
  17. Акафист рождеству Иоанну Предтече
  18. Акафист преподобному Иоанну Кронштадтскому
  19. Акафист святому пророку Илие
  20. Акафист святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
  21. Акафист святой Ксении Петербургской
  22. Акафист воскрешению святого Лазаря
  23. Акафист святому апостолу и евангелисту Луке
  24. Акафист святой Марии Египетской
  25. Акафист святой Матроне Московской
  26. Акафист святому апостолу и евангелисту Матфею
  27. Акафист святому Николаю Чудотворцу
  28. Акафист святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  29. Акафист святому благоверному Олегу Брянскому
  30. Акафист Собору преподобных отцев Оптинских
  31. Акафист святому целителю Пантелеймону
  32. Акафист Первоверховным апостолам Петру и Павлу
  33. Акафист сорока мученикам Севастийским
  34. Акафист Преподобному Серафиму Саровскому
  35. Акафист Преподобному Сергию Радонежскому
  36. Акафист святому Спиридону Тримифунтскому
  37. Акафист новомученикам и исповедникам Российским

В какой день какой акафист и канон читать?

Следуя правилам благочестия и подражая богослужебному строю миряне читают каноны и акафисты:

В понедельник:
Канон Небесным Силам безплотным
Канон Ангелу Хранителю
Акафист святому Архангелу Михаилу
Акафист святому Ангелу Хранителю

Вторник:
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
Канон ко святому Иоанну Предтече
Акафист святому славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Среду:
Канон умилительный Господу Иисусу Христу
Канон молебный ко Пресвятой Богородице
Акафист Иисусу Сладчайшему
Акафист Пресвятой Богородице

Четверг:
Канон святым апостолам
Канон святителю Николаю
Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
Акафист святителю Николаю Чудотворцу

Пятницу:
Канон Честному и Животворящему Кресту Господню
Канон Божественным Страстем Христовым
Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню
Акафист Божественным Страстям Христовым

Субботу:
Канон о упокоении усопших
Канон всем святым от века Богу благоугодившим
Акафист всем святым
Акафист о упокоении усопших

Воскресенье:
Канон воскресный глас 6
Акафист Воскресению Христову

Вообще порядок чтения в разных традициях может немного отличаться. Например в среду, в некоторых изданиях, публикуют вместо канона молебного Божией Матери канон Пресвятой Богородице «Одигитрии».

акафист

(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии — кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть…», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом… яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления — Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

В православной церковной культуре существует несколько жанров и типов молитв и песнопений, среди которых особое место занимают акафисты. В данной статье мы расскажем о том, что такое акафист, как правильно его исполнять, и для чего он вообще нужен.

Значение в православии

Акафист – это одна из форм обращения к Богу, с помощью которой человек рассказывает Всевышнему или святым о своих горестях, просит о совете или об исцелении. Жанр возник очень давно – в VI веке нашей эры, при этом канон, согласно которому составляются эти песнопения, с тех пор не изменился. Эта хвалебная песнь представляет собой определенный вид церковной поэзии, которую очень часто читают дома, когда испытывают потребность общения с высшими силами.

Не существует определенных правил и условий для чтения определенного акафиста, все это человек волен выбирать сам. Если он верит в то, что какой-либо святой лучше его поймет и поможет ему, он может обращаться именно к этой персоналии. Также следует отметить, что читают их как в храме, так и дома самостоятельно.

Считается, что от единоличного чтения эффект будет более ощутимым, однако существует еще такой феномен, как чтение акафистов по соглашению. Это означает, что несколько людей договариваются между собой в определенное время прочесть определенную молитву. Считается, что подобные чтения многократно усиливают эффект. Хотя во многих случаях люди, все же, читают молитвы в одиночестве, поскольку общение с Богом и святыми является чем-то сокровенным.

Естественно, люди прибегают к чтению акафистов по различным причинам. Это может быть почитание святого, к которому человек обращается (в этом случае молящийся не просит его о милости, а просто возносит ему хвалу). Читая акафисты, люди просят об исцелении от тяжелых болезней, помощи в семейных неурядицах, избавлении от душевных терзаний и страданий, а также просят благословения.

В целом можно сказать, что в православии акафисты имеют сакральное значение. Читая такую молитву, человек открывает свое сердце божественной благодати, избавляется от сомнений и обретает уверенность в том, что находится на правильном пути.

История

Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице, или Великий акафист, который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему.

Приписывается различным авторам, в том числе Роману Сладкопевцу, что, однако, не имеет достоверного подтверждения.

Возник, вероятнее всего, в VI веке (согласно некоторым предположениям, между 3-м и 4-м Вселенскими соборами); точно не позднее 626 года, когда для него заново был сочинён зачин Взбранной Воеводе — так называемый проимий (греч. προοίμιον; 1-й кондак в русской традиции), или кукулий (греч. κουκούλιον — капюшон).

Проимий Акафиста не связан с содержанием остальной части Акафиста и имеет иную метрическую структуру; он, несомненно, представляет собой позднейшее добавление к тексту. Его появление обычно связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами; представляет собою победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере, с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Твои».

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует предположение, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известны семь гимнов патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжали слагать новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской православной церкви в XIX и начале XX веков. По данным Алексея Попова («Православные русские акафисты…»), к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Время гонений на Русскую православную церковь после революции 1917 года было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и без священника. Как отмечает историк Алексей Беглов, акафисты стали наиболее распространённой формой упрощённых домашних богослужений в СССР, совершаемых в отсутствии священника и вообще людей, знающих богослужебный устав. Акафист имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создавали и распространяли в машинописных копиях очень активно.

Новый всплеск акафистографии наблюдался в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появлялось до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист» датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, есть несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

Нормативные церковные документы об употреблении акафистов

14 мая 2018 года Священный синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

2. Отметив, что, с одной стороны, употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что, по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

3. В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

4. Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

5. Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

6. Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утверждённых Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

7. Обратить внимание епархиальных Преосвященных, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода № 80 от 1-2 октября 1993 года).

8. Поручить Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления.

9. Поручить Издательскому совету разместить список акафистов, утверждённых Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского совета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением.

10. Поручить Синодальной богослужебной комиссии подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.

11. Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.

Литература

  • Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). — Благовещенск, 2004.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 1. Византийские и русские досинодальные акафисты. // Журнал Московской Патриархии. — № 3. — 1992. — С. 43—49.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 2. Русский акафист в синодальный период истории Церкви. // Журнал Московской Патриархии. — № 4. — 1992. — С. 37—43.
  • Козлов М. Акафист в истории православной гимнографии (недоступная ссылка). // Журнал Московской Патриархии. — № 6. — 2000.
  • Людоговский Ф. О причинах популярности акафистов, Богослов.Ру. 16.01.2009.
  • Людоговский Ф. Б. Православный акафист в межкультурной коммуникации (конец ХХ — начало XXI в.) // Глобализация — этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы. — Кн. 1. — М., 2006.
  • Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов / отв. редактор Г. К. Венедиктов. — М.: Институт славяноведения РАН, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-7576-0343-8.
  • Людоговский Ф. Б. Церковнославянский акафист как современный гимнографический жанр: структура, адресация, функционирование. // Славяноведение. — № 2. — 2004.
  • Людоговский Ф., Плякин М. Жанр акафиста в XXI веке // Попов А. В. Православные русские акафисты. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 2013. — С. 586—636.
  • Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012—2013>. — М.: Древлехранилище, 2013. — С. 260—280.
  • Петровский А. В. Акафист // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1.
  • Попов А. В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование… — Казань, 1903; 2-е изд.: М., 2013.
  • Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 371—381. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Чуркин А. А. Русский акафист середины XIX — начала XX века как жанр массовой литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *