21 псалом читать

Толкование Псалма 68

Из стиха 1 следует, что Псалом был написан Давидом; здесь же указание на род струнного инструмента, под аккомпанемент которого мог исполняться этот псалом. Шошаним некоторыми переводится как лилия; возможно, на этот цветок инструмент походил по своей форме.

Давид мелит Всевышнего спасти его от преследований и поношения, которые он терпит от своих же братьев по причине своей верности Господу. Это молитва и о воздаянии жестоким преследователям Давида. Завершается Пс. 68 выражением уверенности в конечном торжестве «любящих имя» Господа и предвиденьем вселенской хвалы Ему.

А. Давид — жертва беспричинной ненависти (68:2-5)

Пс. 68:2-5. Воды — часто встречающийся на страницах Священного Писания образ бедствий. В несчастьях своих Давид обращается к Господу с мольбой о спасении. В стихе 3 он сравнивает себя с человеком, погрязшим в… болоте, не чувствующим почвы под ногами, уносимым течением вод.

Слишком велико число врагов его (стих 5), которые преследуют его несправедливо, требуя, чтобы он отдал то, что не отнимал. Указаний на исторические обстоятельства, в которых написан был Пс. 68, в тексте нет; в жизни Давида и до того, как он стал царем, и после этого неоднократно возникали ситуации, когда он в глазах его врагов становился «узурпатором» того, что на самом деле получил по воле Божией. К примеру, он был помазан на царство Самуилом еще при жизни Саула, но не выказывал намерений силой отнять у того царство, однако, Саул безжалостно преследовал его; впоследствии сын Давида Авессалом пытался заставить своего отца отдать престол ему, хотя Давид занял этот престол по решению Господа.

Б. Давид о своей ревности по доме Божием (68:6-13)

Пс. 68:6-13. Давид «напоминает» Богу, что несет поношение… ради Него (стих 8); отсюда его особая надежда на то, что Господь станет действовать в его защиту.

Давид знает, что все грехи его, все его неразумные поступки и дела (безумие его; стих 6) не сокрыты от Бога, но ведь и то известно Господу, что не в них причина нынешних его бедствий. Сам Давид склонен ее, в частности, видеть в ревности своей по Боге и доме Его (стихи 8,10).

Да не постыдятся в стихе 7 означает «да не разочаруются». Ревностного отношения Давида к Иегове, его благочестия — не формального, не идущего от сердца-не разделяли даже родственники (стих 9). А он как личную боль воспринимал всякое непочтительное или дерзкое высказывание в адрес Господа (окончание стих 10).

Обращение Давида к посту, облачение его во вретище — в знак душевного сокрушения по причине нечестия и отступлений в Израиле — вызывало лишь насмешки у окружающих; он сделался для них притчею (стихи 11-12). Старейшины и судьи, сидящие у ворот, издевательски толкуют о нем, а праздный люд (пьющие вино) распевают о нем непочтительные песенки (стих 13).

В. Молитва к Господу (68:14-29)

Пс. 68:14-19. В истине спасения Твоего (стих 14) надо понимать (в контексте) как мольбу об истинном (в значении не «сиюминутного» только, но надежного, действующего во всякое время) спасении (от врагов). Да будет оно ниспослано в то время, которое угодно Господу, — не по заслугам псалмопевца, но по великой благости (милости) Божией. В стихах 15-17 — снова образы тины и глубокой водной пучины, т. е. губительных зла и ненависти. Избавь… ради врагов моих (стих 19); это молитва об «избавлении» ради того, чтобы враги Давида, Божиего избранника, не возомнили, что можно издеваться над ним и поносить его, ибо Господь бессилен его защитить.

Пс. 68:20-22. Псалмопевец черпает утешение в том, что Богу известно, каково его положение (стих 20). Словом желчь (стих 22) названо горькое, возможно, ядовитое, растение пустыни. Во фразе дали… в пищу слову «пища» соответствует еврейское барут: так называлась еда, которая предлагалась родственнику умершего сострадавшими ему друзьями; здесь, следовательно, как и во фразе напоили меня уксусом, подчеркивается лицемерие и жестокосердие тех, кто окружали Давида, — своими «даяниями» они лишь усугубляли его боль и беспомощность (сравните с такими же «даяниями» Христу, претерпевавшему крестные муки; Матф. 27:34,48).

Пс. 68:23-29. Да воздастся врагам Давида за все их зло. Трапеза здесь может быть символом всех их земных благ, которые в их глазах — превыше всего, а потому в достижении их они не стесняются средствами; мирное пиршество в других переводах передано как синоним «трапезы». Да обратится то, что представляет для «беззаконников» (стих 28) наивысшую ценность, в сеть и западню для них. Чресла их расслабь — го же, что «согни их спины»; это как и «помраченные глаза» — образы горя, пришедшего на смену радости. Да лишатся нечестивцы и потомства своего! (стих 26) в стихе 27 та мысль, что враги стараются усугубить боль Давида, которому Бог и без того попустил страдания. Да не будут они оправданы Богом за все их беззаконий (стих 28).

Да изгладятся они из книги живых (стих 29). В Библии образ раскрытых книг символизирует небесный суд (сравните Дан. 7:10; Откр. 20:12). Здесь псалмопевец призывает погибель на головы своих врагов по решению высшего суда и просит Бога лишить их благословений в вечности (и с праведниками да не напишутся).

Г. Господь слышит страждущего (68:30-37)

Пс. 68:30-34. Снова взывает Давид к Богу о помощи и защите, потому что он беден и страдает, и обещает Богу славить имя Его и превозносить Его в славословии. Он выражает уверенность в том, что такая «жертва хвалы» благоугоднее Господу чем всесожжение, при котором жертвенное животное (вол… телец) сжигалось с рогами и с копытами.

Помощь Бога псалмопевцу вселила бы радость во всех страждущих и в сердце каждого, кто ищет Господа, ибо они снова убедились бы в том, что Он не пренебрегает ими (стихи 33-34).

Пс. 68:35-37. В предвидении того, что спасет Бог народ Свой и утвердит его в земле, которую дал ему, псалмопевец призывает всю вселенную хвалить Его.

Лейтмотивом Псалма 68 является мольба об избавлении от страданий тех, которые страдают во имя Господне. В некоторых частях своих псалом приложим к жизненным обстоятельствам Иисуса Христа и к Его чувствам (стих 5 сравните с Иоан. 15:25, где говорится о «напрасной ненависти» к Христу; сравните также стих 10 с Иоан. 2:17, где подразумевается «ревность» Господа по доме Отца; выше 22-ой стих этого псалма сравнивался с Матф. 27:34,48). Итак, частично, по крайней мере, Пс. 68 можно рассматривать как преобразовательный.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Читать псалом 21

Каждый псалом, созданный царем Давидом, является отдельной историей, связанной с поклонением Всевышнему, выраженной в благодарности ему, в сострадании, в принятом от Него наказании и мольбе о прощении грехов.

Псалом 21 пророка Давида связан с его страданием, которое выражается в его вопле о том, что Господь, будучи распят, оставил царя. Давид молился и страдал днем и ночью, как Иисус молился ночью, а по утру был распят и возопил начало 21 псалма, после чего мир покрыл мрак на три часа во время распятия. Помимо физического и душевного страдания, царь Давид демонстрирует свое упование и веру в Господа. Пророчества, описанные в священном творении псалом 21, подтверждают то, что Иисус является Мессией. В данном псалме двадцать один нет ни единого слова покаяния или ненависти в адрес своих врагов.

Псалом 21 — это сетование праведника, обреченного на лютую смерть, это горячая молитва богооставленного. Во всех стихах чувствуется надежда царя о том, что Господь все же не оставил его.

Псалом 21 — толкование

В псалме 21 царь Давид изображает свою смерть. Все описания его физического состояния говорят о том, что он умер от насильственной смерти. Он сравнивает себя с пролитой водой, сердце — с воском. Он говорит о том, что его смерть произошла от увечий, которые нанесли ему враги. Описание пронзенных руки ног напоминают распятие самого Иисуса.

Псалом 21 — толкование раскрывает смысл того, что Давид в стихах псалма показан слабым, а не сильным как лев. На протяжении всего псалма 21 проходит параллель между распятием Христа и смертью Давида. Так, например, солдаты, которые били розгами Давида были похожи в своих деяниях на хищных львов и псов. Они бросали жребий за одежды и ризу царя, как когда-то за одежды Иисуса.

Псалом 21 повествует не только о смерти Давида, но и о его воскрешении. Он говорит о том, что Бог его спас, что он возносит хвалу Господу среди народа и воздаст обеты перед тем, кто убоится Бога. Он просит не удаляться от него и спешить ему на помощь, избавить от меча его душу и спасти от пасти льва и рогов единорогов. Кроме того, Давид предрек и общее воскрешение, говоря о поклонении Богу, когда «бедные едят и насыщаются», а ищущие Бога и восхваляющие Его, сохранят жизни свои.

В стихах псалма 21 Давид изобразил себя как поэтический образ, который является прообразом Мессии, а сам псалом 21 он посвящает убитым и воскресшим. В последнем стихе описывается обращение к Господу, ибо Он есть Владыка над всеми народами.

Слушать на видео псалом 21

Текст на русском языке псалом 21

Боже мой! Боже мой! внемли мне для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки! Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

С тегами: легенды молитва религия христианство

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

«О заступлении утреннем» – (по слав. тексту) понимаемое в буквальном смысле надписание указывает на просительное содержание псалма об «утренней», возможно скорой помощи. Понимают это надписание и в смысле указания на время богослужебного исполнения – утром, чему отвечает и евр. надписание – «при появлении зари». (Есть перевод – «об олени утреннем», т. е., мотив вокального исполнения должен походить на мотив песни, начинающейся словами «утренняя лань»). Давид изображает свое положение безвыходным: он делается предметом насмешки и находится в уничижении (Пс.21_3–9); враги его многочисленны и сильны (Пс.21_13–14); они «лукавы», нечестивы, Давид же одинок (Пс.21_22), так что он считает свою гибель неизбежной и предвидит, как его подвергнут казни через распятие (Пс.21_17–19). В этом псалме Давид нигде не говорит о своей виновности пред Богом, а потому его страдания, при их незаслуженности являются особенно тяжелыми. Такая безвыходность положения Давида относится ко временам Саула, когда он был окружен с одной стороны горами, а с другой пустыней, а навстречу ему шел Саул с войском. Это было в пустыне Маон. Гибель Давида казалась неизбежной, но слух о нападении в это время на южные пределы государства филистимлян (1Цар. 23:24–28) побудил Саула выступить на защиту государства, чем и был спасен Давид.

Боже мой! Для чего Ты оставил меня? (2–3). Я все-таки буду взывать к Тебе (4–6). Я в презрении у народа: надо мной все издеваются (7–10). Моя надежда только на Тебя, моего Творца, к которому я привязан с детства. Не удаляйся от меня, но защити от врагов, готовых распять меня, всеми оставленного (11–23). Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру (24–32).

Пс.21:2. Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

Давид указывает на безвыходность своего положения в данном случае. По человеческому пониманию и последовательному ходу событий гибель Давида казалась неминуемой, почему у него бывали состояния, когда он видел себя совершенно оставленным Богом, вследствие чего и взывает: «Для чего Ты оставил меня?» Подобное состояние, близкое к отчаянию не было продолжительным. Давид дальше говорит, что «такие слова», слова «вопля», близкого к отчаянию, греховны, так как показывают в человеке колебание веры; вследствие же этого обнаруженного недостатка веры в Бога человек и не заслуживает того спасения, о котором он молит Бога.

Пс.21:3. Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения.

Пс.21:4. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.

Пс.21:5. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;

Пс.21:6. к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

Но такое состояние недостатка веры, как мы сказали, было выражением временного упадка духа от тяжелых условий, в которые был поставлен Давид. Он осуждает себя за это малодушие и вслед за тем молится Богу: я буду взывать к тебе днем и ночью, т. е. постоянно; я это делаю, хотя и не вижу тотчас Твоей помощи («Ты не внемлешь мне») и не считаю такой постоянной и, по-видимому, бесплодной, молитвы – излишней, неразумной. В этом меня убеждает во-первых то, что «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля», т. е., Ты – свят, а потому являешься покровителем и защитником святости, праведности, невинности, вообще, за что Тебе постоянно воздаются от Израиля славословия. Как Святый, Ты не оставишь без защиты и меня невинного. Смысл этих слов тот, что Давид оправдывает неусыпность своей молитвы к Богу и веру в Его защиту незаслуженностью настоящих бедствий и Его правосудием, которое не допустит гибели праведного; во-вторых – историческими фактами из жизни евр. народа: когда последние в бедствиях взывали к Богу, Он оказывал им свою защиту. Такими фактами история евреев переполнена. Слова 2 ст., выражающие в Давиде чувство богооставленности, были буквально впоследствии повторены Иисусом Христом на кресте (Мф. 27:46; Мк. 15:34). Как и Давидом дальше выражена полная вера в Бога и, следовательно, преданность Его воле, так и Иисус Христос обнаружил ту же покорность на кресте воле Отца, когда Он сказал: «Отче! в руки твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).

Пс.21:7. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

Пс.21:8. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

Пс.21:9. «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

Во всем последующем содержании до 24 ст. Давид изображает тяжесть своего положения. Над ним, как противником царя, издеваются; он беззащитен и слаб, как червь, которого легко раздавить. Но беспомощность Давида не только ни в ком не вызывает естественного чувства сострадания, а даже вызывает издевательство над его верой в Бога. Давид подвергался тому же унижению, как Христос, когда, вися на кресте и обратившись к Богу, издал предсмертный вопль: «Или́, Или́! лама́ савахвани?», на что окружавшие его крест отвечали недоверчивым и насмешливым любопытством (Мф. 27:41–50).

Пс.21:10. Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

Пс.21:11. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой.

В словах этих стихов – объяснение, почему Господь является единственным предметом упования и надежды для Давида. «Ты извел меня из чрева», т. е. я родился по особенному Твоему благоволению; своим рождением, началом жизни я был обязан Тебе; «вложил в меня упование у грудей матери моей» – я воспитывался матерью своей в привязанности к Тебе. Вероятно, мать Давида, когда кормила еще его своей грудью, говорила ему о Боге и вместе с молоком матери он воспринял высокие понятия о Нем, благоговение и преданность Ему. Чем же древнее в человеке известные привязанности, тем они глубже и прочнее; заложенные в Давида еще с детства и укрепившиеся в нем от последующих фактов его жизни, они стали несокрушимым достоянием его духовной жизни и сознания.

Пс.21:12. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

Пс.21:13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

Пс.21:14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

Пс.21:15. Я про­лил­ся, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло по­среди внутрен­ности моей.

Пс.21:16. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой при­льпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность. У Давида нет нигде защитника, враги же его так многочисленны и так обеспечены в своем благополучии, как многочисленны и сыты тельцы васанские, вместе с тем они также грозны по отношению к нему, как львы для обыкновенных животных. Васан имел богатые пастбища, а потому преобладающим занятием обитателей его было скотоводство, особенно много было рогатого скота. Силы Давида истощились, пропали, как бесследно поглощается вода, пролитая на сухую землю; «кости в нем», как более твердая часть человеческого организма, а потому – символ его крепости, рассыпались, т. е. настойчивые преследования со стороны Саула, вынуждавшие Давида к постоянному бегству, настолько истощили последнего, что он не находит в себе уже сил продолжать это бегство. «Сердце его» растаяло, как «воск», он потерял мужество при виде безвыходности своего положения, как фигура, сделанная из воска, обращается от действия огня в бесформенную массу; силы его пропали, как высыхает вода в скудельном сосуде, когда его обжигает горшечник; его «язык… прильпнул к гортани», что является показателем истощения его сил. Положение его настолько безвыходно, что он считает себя уже на краю гроба («в персти смертной»).

Пс.21:17. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

Пс.21:18. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

Пс.21:19. делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

Давид называет своих врагов «псами» и «скопищем злых», указывая тем как на их многочисленность, так и на их нравственное ничтожество. Они лукавы, фальшивы, неспособны действовать во имя какого-либо высшего идеала и правды, но во имя личных выгод, склоняясь в ту сторону, где сила и польза; они также заслуживают презрения, как «псы», собаки, которые считались евреями за животных презираемых.

Опасность Давида так велика, и, по-видимому, гибель его так неизбежна, что он уже представляет себе картину своей казни. Его, как государственного преступника, покушавшегося на царскую власть, как врага государя, должны подвергнуть самой жестокой и позорной казни через распятие на кресте. Давид уже видит, как из раны его течет кровь; на теле его от растяжения мускулов особенно ясно выделились кости, так что их можно пересчитать. Хотя эти страдания от растяжении мускулов ужасны по продолжительности и соединенной с ними боли, враги его смотрели на его страдания с пренебрежением, без сочувствия. Все, что было на нем, его платье – разделили на равные части; «об одежде моей бросают жребий», вероятно – о верхней, о хитоне, которая не шилась, а ткалась цельной и делалась из более тонкого материала. Изображаемые Давидом страдания во всем содержании псалма, особенно в данных стихах, со всей полнотой и точностью исполнились на Христе, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 27:35; Мк. 15:24; Лк. 23:34; Ин. 19:24). То, что Давид переживал в своем представлении, что было достоянием его мысли, нашло полное, внешне фактическое выражение в действительных страданиях Мессии.

Пс.21:20. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;

Пс.21:21. избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

Пс.21:22. спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

Пс.21:23. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: «спаси» «от псов одинокую мою» душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; «от рогов единорогов» – от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога «посреди собрания», т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника.

С 24 ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же – благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений.

Пс.21:24. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

Пс.21:25. ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

Ввиду необычайности бедствий и спасения от них, Давид вместе с собой приглашает славить Бога и всех евреев за то, что Господь услышал молитву «страждущего», ничтожного и слабого по своей силе человека.

Пс.21:26. О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

«О Тебе хвала моя в собрании великом». Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом – исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности (23).

Пс.21:27. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

Спасение Давида служит свидетельством, что все убогие найдут защиту в Боге: Он даст им необходимое для жизни, будет их питать всегда, поэтому нужно благоговеть и чтить Его. В этом стихе св. Отцы видят указание на таинство Евхаристии потому, что здесь вкушение какой-то трапезы от Бога своим следствием имеет вечную жизнь, каким свойством обыкновенная пища не может обладать. Под трапезой, поэтому, разумеют не обыкновенную пищу или трапезу, а вкушение Тела и Крови Христовых, дающих достойно вкушающему вечную жизнь.

Пс.21:28. Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,

Пс.21:29. ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами.

Пс.21:30. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

Пс.21:31. Потомство будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:

Пс.21:32. придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что́ сотворил Господь.

Давид говорит об обращении к Богу всего мира: вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам и будут поклоняться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов. Когда «все тучные земли», все сильные на земле – правители народов будут поклоняться Ему: будут поклоняться вообще все смертные «нисходящие в персть», будут благоговеть пред Тем, Кому я, говорит Давид, живу душою, привязан всем существом своим. Мое потомство будет служить Господу. Под потомством нельзя разуметь обыкновенное потомство Давида, которое не всегда было верно Богу, но то семя, которое от него произошло по Божественному обетованию, т. е., Мессию. Милости, оказанные Давиду Богом, сохранятся в памяти последующих поколений людей; каждое из них будет прославлять Бога и возвещать о тех делах, которые Он совершил среди людей, защищая праведных и карая нечестивых. Это предсказание Давида уже осуществилось и будет осуществляться: его песни, равно как история жизни евреев и все вообще священные их книги, читались и будут всегда читаться людьми, тем самым передавая знания из рода в род о великих делах Божиих.

В первой части псалма мы уже видели, что все испытанное Давидом во время гонения от Саула нашло полное и точное повторение и выражение в жизни Мессии Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательной. Во второй же части псалма Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен Мессианских, когда проповедь учения Христа распространяется среди всех стран и народов. Как предсказание словом о будущих событиях мессианского периода эта часть псалма является пророческой.

Псалтирь | псалом 68

По надписанию псалом принадлежит Давиду. – «На шошанниме» указывает на музыкальный инструмент, на котором может быть исполнен псалом. Некоторыми слово шошанним переводится «лилия», чем определяется род инструмента, походившего своим видом на этот цветок. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом (Пс.68_6, 8), силы гонений (Пс.68_2–4, 13, 16), их несправедливости (Пс.68_5). Псалом представляет общее изображение тяжести преследований и написан вообще в воспоминании Давидом этого тяжелого времени уже после его минования.

Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни (2–3). Я истомился от ожидания помощи; враги, преследующие меня несправедливо, усилились (4–5). Помоги мне, Господи, и тем ободри всех, Тебя ищущих (6–7). Ради Тебя я несу поношение и страдания: от меня отвернулись мои братья, меня ненавидят враги мои за ревность к дому Твоему, смеются и глумятся надо мною (8–13). Окажи мне скорую помощь, извлеки из глубоких вод бедствий. Услышь меня, так как Ты видишь мое поношение и мои страдания: меня кормят желчью и поят уксусом (14–22). Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими (23–29). Я же тогда буду славить Тебя за спасение и все страждущие возрадуются. Да восхвалят Его имя земля, и моря, и все, живущее в них (30–35)!

Пс.68:2. Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души .

Пс.68:3. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.

Пс.68:4. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога .

«Воды дошли до души». Воды – означают обилие бедствий, «до души» – жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Эта действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. – «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» – Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. «Глубина вод, и быстрое течение» – образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.

Пс.68:5. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.

Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно («без вины» и «несправедливо»); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал («чего я не отнимал, то должен отдать»). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос, Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей (Мф. 26:63-65, 27:11), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и преобразовательный смысл.

Пс.68:6. Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.

Пс.68:7. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,

Пс.68:8. ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.

Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. – «Ради Тебя несу я поношение» – Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога.

Пс.68:9. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,

Пс.68:10. ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;

«Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношений. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.

Это необыкновенное благочестие Давида, его «ревность к дому Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников (Ин. 2:13-17).

Пс.68:11. и пла́чу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;

Пс.68:12. и возлагаю на себя вместо одежды вретище, – и делаюсь для них притчею;

Пс.68:13. о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.

Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи («сидящие у ворот») и праздные («пьющие вино»). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.

Все последующее содержание псалма (14–35 ст.) представляет молитву Давида о своем спасении.

Пс.68:14. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;

«В истине спасения» – действительное спасение, т. е. не только облегчи меня в настоящем положении, но дай мне прочное, истинное и несокрушимое от внешних врагов спасение.

Пс.68:16. да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.

«Да не затворит надо мною пропасть зева своего», не дай погибнуть мне в глубине бедствий вод, не допусти поверхности воды сделаться надо мною ровной. Предмет, брошенный в воду, рассекает ее, образуя воронку. По мере погружения предмета и удаления воздуха из этой воронки, последняя суживается и, наконец, поверхность воды принимает прежний, ровный вид («затворяет… зев… свой»). Смысл – не дай бесследно и безвыходно погибнуть мне.

Пс.68:18. не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;

Давид называет себя «рабом» или в том смысле, что он молод, неопытен и нуждается в поддержке со стороны, или в том, что он – Его слуга, преданный только Ему, а потому и ждущий защиты только от Него, как своего господина.

Пс.68:19. приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.

«Ради врагов моих спаси меня» – не дай торжествовать надо мною врагам, так как это торжество содействовало бы в них развитию к Тебе еще большего неверия, утверждая мысль о Твоем бессилии защитить своих чтителей.

Пс.68:21. Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу.

Пс.68:22. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

«Поношение сокрушило сердце мое» – меня окружают враги со всех сторон и я, не находя нигде сочувствия, мог ожидать только издевательства (поношение) и страдания, от чего потерял мужество.

Отношение врагов к Давиду полно зложелательства. Как измученный преследованиями, он нуждается в сочувствии, ободрении и деятельной помощи, ему же вместо того дают при жажде «уксус», а при голоде – «желчь». Желчь – растение горького вкуса, похоже на полынь, уксус – одуряющий напиток кисловатый, уксусный, обладающий свойством притуплять на некоторое время сознание: Давиду дают то, что ослабляет его силы и делает его еще более беспомощным. Этот образ для характеристики отношений врагов Давида к последнему, нашел полное, фактическое осуществление на личности Христа, когда Ему на кресте поднесли и желчь и оцта (Мф. 27:34, 48).

Пс.68:23. Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею;

Пс.68:24. да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;

«Да будет трапеза их сетью им». Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару.

«Очи помрачи», «чресла… расслабь» – лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.

Пс.68:26. жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,

«Жилище их да будет пусто» – лиши внешнего богатства, «в шатрах их да не будет живущих» – лиши и детей.

Пс.68:27. ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.

Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику.

Пс.68:28. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;

Приложить «беззаконие к беззаконию» – наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. – «Да не войдут они в правду Твою» – пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам.

Пс.68:32. и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.

Кара и гибель врагов и спасение Давида наполняет последнего благодарным чувством, которое он проявит в составлении песен. Такой, полный искреннего благоговения вид восхваления Бога будет приятнее Ему внешней жертвы из тельца, сжигаемого и рогами с копытами.

Пс.68:33. Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,

Пс.68:34. ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.

Пс.68:35. Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;

33–35 стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.

Пс.68:36. ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,

Пс.68:37. и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.

36–37 стихи, изображающие Сион и иудейские города разрушенными, а евреев обитающими вне Палестины, чего не было во время Давида, присоединены к псалму, очевидно, во время плена, когда евреи словами этого псалма молились Богу.

По 5, 10 и 22 ст. псалом называется мессиански-прообразовательным.

Псалом 21

Или я бы даже сказал более четко: для тех кто в Теме…
Естественно в теме Христианства и христианской религии, но не по брошюркам и там статейкам из популярных энциклопедий а-ля «все религии мира за 5 минут», а для тех, кто действительно является «практикующим» или, как иногда говорят, воцерковленным христианином… Сложность восприятия обуславливается еще тем, что в Швеции (а именно там происходит действие фильма) господствующая конфессия — это Лютеранская Церковь Швеции; а поскольку среднестатистический россиянин о своей родимой Православной Церкви знает исключительно по просмотру мексиканских сериалов с непременным участием какого-нибудь католического аббата или падре, который автоматически принимается за образец церковного пастыря, а все его действия за образец церковности — то степень адекватного восприятия этой ленты понижается в геометрической прогрессии…
Говоря строго, что бы понимать о чем вообще речь нужно как минимуму Псалтырь иногда открывать (замечу к слову, что в Западной традиции нумерация псалмов из книги Давида отличается на единицу — у нас в Синодальной Библии номер псалма — 20; завершают фильм строки из 22-го; подробнее о разночтениях между Септуагинтой — греческой библией и Массоретским текстом — библией латинской и иудейской — лучше читайте, уважаемые, в специальных статьях), а по хорошему хотя бы немного разбираться в начатках академической теологии — ну хотя бы по лекциям Осипова А. И., а иначе просмотр вызовет только недоумение, да еще бурю ненужных эмоций на тему известного мема о том, как якобы «церковники всех нас дурачат»…
Ну да ладно, скажу пару слов о содержании; коротко, очень — ну уж простите… Суть фильма в том, что молодой небеспроблемный пастор сталкивается в своей жизни с тем, что экзистенциалисты (Камю, Кафка, Сартр) называли «предельными ситуациями», то есть, такими, в которых человеку непосредственно открывается весь ужас великого разрыва между собственной бытийностью и пустотой небытия…
Итог — ясное осознание важности Евангельского посыла христианской экзистенции (в духе близких нам философов Антанаса Мацейны, Хуго Бала… и великих отцов Церкви: Иоанна Синайского, Дионисия Ареопагита, Симеона Столпника) без которого христианская религия превращается в клуб по интересам, допинг для самоуспокоения, порвавшим при этом с самым главным, что дал нам «Плотник из Назарета»…
Если кому-то это интересно в наше время тотального господства культуры потребления, то… Enjoy!
Из-за порой невнятной игры актеров (особенно главного) — оценку снизил…
8 из 10

Псалтирь содержит различные песни, которые выражали духовное состояние автора в какой-то определенный момент, поэтому они делятся на хвалебные, исторические, проклятья, жалобы и прочие. Именно к песням-жалобам относится псалом 21, который многократно позже цитируется в Новом Завете.

История написания

Точной истории написания данной песни у историков и богословов нет. По толкованию песни можно сделать вывод, что написан он был в тяжелое время испытаний и духовных страданий для автора (предположительно Давида). Поскольку весь его текст пропитан горькими описаниями того, как автор потерял связь с Господом и жаждет вновь найти ее.

Псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом

Давид в этом тексте нигде не говорит о своей вине. И страдания, которые переносит он, являются незаслуженными, а потому особенно тяжелыми. Такая безвыходность характерна для периода гонений Давида от царя Саула, когда первый был окружен войсками последнего, и некуда было бежать. Псалом предположительно написан в пустыне Маон, когда гибель Давида казалась неизбежной. Будущий царь был спасен только потому, что филистимляне напали на границы царства и Саул вынужден был их защищать.

Кроме того, псалом является пророческим и перекликается с более поздним, 68. Поскольку в тексте есть завуалированное описание жизни и страданий Иисуса Христа, который придет на землю через несколько сотен лет.

Важно! На протяжении всего Священного Писания, постоянно встречаются описания и пророческие слова о грядущем Мессии. Псалом 21 не стал исключением и описывает приход Спасителя в мятущийся израильский народ.

1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! Я вопию днем — и Ты не внемлешь мне, ночью — и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали — и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они — и были спасаемы; на Тебя уповали — и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мной, говорят устами, кивая головой:

9 «Он уповал на Господа. Пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилип к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собой и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! Прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда этот воззвал к Нему.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки!

28 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и склонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть Царство, и Он — Владыка над народами.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

31 Потомство мое будет служить Ему и будет называться Господним вовек;

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Толкование псалма

Песня-плач, песня-мука, которая излагает мучения человека, который потерял связь с Богом. Этот псалом интересен тем, что в нем переданы невероятно точно те чувства, которые испытывает душа, потеряв взаимоотношения с Господом или, когда, как кажется, Он оставил человека в испытаниях.

В начале песни автор выступает жертвой и обращается к Господу в надежде найти утешение, а в заключительной ее части он уже благодарит и прославляет Творца за непрекращающуюся заботу. Чтобы лучше понять смысл песни, следует разобрать ее построчно:

  • Стихи 2-3: автор описывает состояние богооставленности, в котором пребывает. Слова «Для чего?» позже будут повторены Христом на кресте, и также будут выражать глубокое страдание из-за отсутствия связи с Господом;
  • Стихи 4-5: автор исповедует здесь свою веру в нерушимого Бога Израиля, которого не перестает славить народ. Он говорит о Нем Святый, что указывает на совершенство Господа и Его отделенность от грешного мира. Также тут идет речь об уповании, которое возложили на своего Бога народ израильский;
  • Стихи 7-9: автор вновь возвращается к сожалениям и жалобам на унижения, которые он вынужден принимать. Тут же есть просьба об избавлении, ведь Господь обещал защитить каждого, кто верит в Него. Девятый стих является пророческим предсказанием смерти Христа на кресте;
  • Стих 10: Господь есть даятель жизни, все через Него и к Нему;

    Псалом 21 полезно перечитывать во время скорбей и испытаний

  • Стихи 12-17: автор брошен всеми, он одинок и оставлен. Помощь может прийти только от Господа. Тельцы Васанские славились своей силой, тут приводятся как сравнение с врагами, которые сильнее и могущественнее автора, они как псы, т.е. жестокие и неистовые нападают на Давида. Кости и сердце тут как описание страданий не только душевных, но и физических — как прообраз мучений Христа;
  • Стихи 18-22: речь о страданиях Иисуса, тут есть прямое пророчество «делят ризы мои» — солдаты бросали жребий об одежде Христа;
  • Стихи 22-23: Господь спасет от мучений и испытаний, и автор не устанет хвалить Его. Тут есть обет, который часто встречается в псалмах о провозглашении Имени Господа по всему миру;
  • Стих 25 является переходным от плача к восхвалению — хоть враги преследуют, но Бог не отвернулся;
  • В стихе 26 слова «в собрании великом» имеется в виду общее богослужение и повторяются обеты;
  • Стихи 26-32: тут вновь повторяется обет восхваления, который переходит в славословие и пророчествует о будущей хвале Христу.

Важно! Псалом 21 является не только песней-плачем, но и песней-пророчеством, которая возвещает людям приход будущего Мессии и освобождение Им Своего народа из плена греха.

Толкование и значение в жизни верующих 21 псалма

Просмотров: 1395

Православный 21 псалом царя Давида с точки зрения толкователей имеет двойное значение. Одни исследователи считают, что он относится к времени гонений Давида царем Саулом, другие не видят достаточно оснований для подобного мнения.

В тексте христианского 21 псалма мы видим описание чьих-то страданий, предположительно Давида, который обессилел от поношений и преследований. Автор псалма двадцать один, взывает к Богу, сетуя на свое невыносимое положение и вопрошая, по какой причине Господь оставил страдальца и когда же волею Своею облегчит его нелегкий путь. В качестве аргумента псалмопевец приводит слова других людей, которые издеваются над его верой в Бога, не ослабевающей не смотря ни на что: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21, 9).

Одновременно толкование 21 псалма говорит о том, что он является мессианским пророчеством – и действительно, нетрудно заметить, что текст Давидовой песни удивительным образом описывает страдания распятого Иисуса Христа. Начиная с первой фразы: «Боже мой, для чего ты оставил меня?» (Пс. 21, 1), произнесенную Спасителем, и заканчивая издевательствами окружающих, которые смеялись над Распятым и требовали у Него сойти с креста, если Он действительно Сын Божий. Слушать и читать православный псалом 21 принято для того, чтобы оградить жилье от пожаров, при приступах депрессии.

Слушать на видео православную молитву псалом 21 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 21 из Псалтыри на русском языке

Боже мой! Боже мой! внемли мне для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки! Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Текст псалом 21 на церковно славянском языке

Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя eси? далече от спасенiя моего словеса грехопаденiй моих. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумiе мне. Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На тя уповаша oтцы наши; уповаша, и избавил eси я; к тебе воззваша, и спасошася; на тя уповаша, и не постыдешася. Аз же eсмь червь, а не человек, поношенiе человеков и уничиженiе людiй. Вси видящiи мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою; упова на Господа, да избавит eго, да спасет eго, яко хощет eго. Яко ты eси исторгiй мя из чрева, упованiе мое от сосцу матере моея. К тебе привержен eсмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой eси ты. Да не отступиши от менe, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнiи одержаша мя; отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Яко вода излiяхся, и разсыпашася вся кости моя; бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя eси. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя; ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя; тiи же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о oдежди моей меташа жребiй. Ты же, Господи, не удали помощь твою от менe; на заступленiе мое вонми. Избави от oружiя душу мою, и из руки песiи eдинородную мою. Спаси мя от уст львовых, и от рог eдинорожь смиренiе мое. Повем имя твое братiи моей, посреде церкве воспою тя. Боящiися Господа, восхвалите eго, все семя iаковле, прославите eго, да убоится же от него все семя Израилево; яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице свое от менe, и eгда воззвах к нему, услыша мя. От тебe похвала моя, в церкви велицей исповемся тебе; молитвы моя воздам пред боящимися eго. Ядят убозiи, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающiи eго; жива будут сердца их в век века. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред ним вся oтечeствiя язык; яко Господне eсть царствiе, и той обладает языки. Ядоша и поклонишася вси тучнiи земли; пред ним припадут вси низходящiи в землю; и душа моя тому живет. И семя мое поработает eму; возвестит Господеви род грядущiй; И возвестят правду eго людем рождшымся, яже сотвори Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *